Карта сайта
 
 

2.3. Выбор владельца процесса

Основные требования к владельцу бизнес-процесса:

• отвечать за результат процесса;

• умение организовывать и направлять работу проектной команды;

• умение продвигать решения среди равных руководителей в организационной иерархии;

• быть инициативным лидером, обладающим уважением и авторитетом в организации;

• хорошо знать процесс (при этом не обязательно, чтобы это был участник процесса);

• иметь полномочия и возможность изменять процесс;

• нести ответственность за ведение проекта по оптимизации бизнес-процесса.

В литературе по-разному называют руководителя бизнес-процесса, например: владелец процесса или хозяин процесса. Владельцем процесса обычно становится функциональный руководитель наиболее задействованного в процессе подразделения, но значительные изменения процесса легче проводить с владельцем, непосредственно не участвующим в процессе. Можно назначить владельцем процесса руководителя подразделения, использующего результаты процесса. Например, руководителем процесса "Разработка продукта" назначить начальника отдела продаж, непосредственно заинтересованного в удовлетворении требований потребителей и в дальнейшем отвечающего за продажи разрабатываемого продукта.

2.3.1. Пример «Сертификация». Выбор руководителя процесса

При первом взгляде на процесс логично было бы считать, что его владельцем будет назначен Специалист по сертификации, так он влиял на протекание всего процесса. Именно так чаще всего и происходит - владельцем процесса является специалист (или начальник подразделения), являющийся профильным при выполнении данного процесса. Однако, бывают исключения. Например, при выполнении процесса сертификации выяснилось, что специалист по сертификации, выполняя свои функциональные обязанности, определял лишь техническую сторону течения процесса, и при нормальном выполнении всех функций получение результатов процесса от него не зависело - он являлся лишь передаточным звеном между предприятием и Сертификационным центром, а будет получен сертификат или нет - зависело от других причин. Т.е., процесс протекает нормально, а продажи товара, лежащего на складе, так и не начинались. Это навело команду на мысль, что процесс сертификации, будучи формальной причиной «залеживания» товара на складе, являлся частью какого-то процесса более высокого уровня. Поскольку предприятие является торговым, его деятельность условно была разделена на две большие части - до продаж и собственно продажи. Понятие «до продаж» подразумевало комплекс процессов снабжения, результатом которых должна быть возможность продавать товар. Т.е., наличие товара на складе (формальная причина считать процесс снабжения завершенным) еще не означает, что его можно продавать, ибо он может «пролеживать», так как на него еще не получен сертификат. Поэтому владельцем процесса сертификации продукции назначили Начальника отдела закупок. Основной причиной назначения является указанная выше зависимость отдела закупок от процесса сертификации. Так как этот процесс не позволяет открыть товар в продажу, а, следовательно, товара нет для отдела продаж, отсутствие товара приводит к невыполнению функции закупки.

При определении места процесса в организации командой было принято решение о том, что Сертификация является частью закупки товаров. Во-первых, потому, что отсутствие сертификата, фактически, приводит к невыполнению функции снабжения, заканчивающейся передачей товара в отдел продаж. Во вторых, оптимизация складских запасов является задачей именно отдела закупок, а процесс Сертификации существенно влияет на задержки в хранении товара.

 

<<= Назад            Вперед =>>


Для удобства навигации по сайту следует пользоваться картой сайта или поиском по сайту.       

 

Выбор владельца процесса

© "Взгляд Вашего Потребителя"