2. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Основными
приоритетами антикризисных и модернизационных действий
Правительства Российской Федерации в 2010 году станут:
- поддержка
социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной
защиты населения;
- поддержка
оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся
положительных тенденций;
- активизация
модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по
решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и
глубину спада (слабость национальной финансовой системы,
недиверсифицированность экономики и экспорта,
неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих
производств), совершенствование институциональной среды,
выстраивание новой модели регулирования, в том числе на
финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий
капитал.
2.1. Поддержка
социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной
защиты населения.
Обеспечение
эффективной социальной защиты населения останется важнейшим
приоритетом антикризисных мер. Будет обеспечено
совершенствование механизмов поддержки занятости населения,
повышение эффективности реализуемых социальных программ.
С 1 января 2010
года будет существенно повышен уровень пенсионного обеспечения
граждан путем введения механизма валоризации (повышения)
денежной оценки пенсионных прав пенсионера. Будет также введен
новый вид адресной социальной помощи - социальная доплата к
пенсии (федеральная или региональная) для малоимущих
неработающих пенсионеров, с тем, чтобы общая сумма материального
обеспечения пенсионера не могла быть ниже величины прожиточного
минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской
Федерации.
В соответствии
с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на
плановый период 2011 и 2012 годов» социальные пособия и выплаты
будут проиндексированы в следующем году на 10 процентов для
поддержания их покупательной способности, что выше
предполагаемого уровня инфляции.
В 2010 году
развернется работа по внедрению системы социальных контрактов
(договоров социальной адаптации), которые будут являться
договорами о взаимных обязательствах между получателями адресной
социальной помощи и органом социальной защиты по месту
жительства граждан. Это потребует разработки соответствующей
нормативной правовой базы, перестройки деятельности органов
социальной защиты населения на региональном и муниципальном
уровнях, внедрения усовершенствованных процедур проверки
нуждаемости граждан, соответствующего программного обеспечения.
Повысится
эффективность реализации социальной помощи, в частности
дальнейшее развитие получит реализация программ, осуществляемых
Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, будут сформированы эффективные механизмы поддержки
проектов социально ориентированных некоммерческих организаций.
2.1.1.
Снижение напряженности на рынке труда.
Реализация
региональных программ в 2010 году позволит обеспечить
возможность трудоустройства граждан в условиях напряженной
ситуации на рынке труда и повысить качество рабочей силы за счет
организации опережающего профессионального обучения 146,2 тыс.
человек, стажировки 85,3 тыс. выпускников образовательных
учреждений, стимулирования создания 1,4 млн. дополнительных
рабочих мест, в том числе 12 тысяч специально оборудованных
рабочих мест для инвалидов, открытия собственного дела 169,1
тыс. человек.
На указанные
цели в федеральном бюджете на 2010 год предусмотрено выделить
36,3 млрд. рублей.
Субсидии из
федерального бюджета субъектам Российской Федерации
предполагается предоставлять на софинансирование региональных
программ по мероприятиям, по которым в 2009 году накоплен
положительный опыт реализации:
- организация
общественных работ, временного трудоустройства работников
организаций в случае угрозы увольнения;
- опережающее
профессиональное обучение работников организаций, находящихся
под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных
учреждений в целях приобретения опыта работы;
- содействие
самозанятости безработных граждан и стимулирование создания
гражданами, из числа безработных, открывших собственное дело,
дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных
граждан;
- оказание
адресной поддержки гражданам в целях их переезда для работы в
другую местность;
а также по
новым направлениям:
- опережающее
профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых
в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций
воздушного транспорта гражданской авиации, осуществляющих
перевозки, на эксплуатацию современных воздушных судов;
- содействие
трудоустройству инвалидов.
Предусматривается в 2010 году удержать прогнозную численность
безработных граждан, зарегистрированных в органах службы
занятости, на уровне 2009 года (2,2 млн. человек).
В связи с
сохранением актуальности проблемы по защите приоритетного права
российских граждан на занятие вакантных рабочих мест на
национальном рынке труда в 2010 году будет продолжен контроль за
движением иностранной рабочей силы в Российской Федерации.
Особое внимание
будет уделено выводу из "тени" иностранных граждан
осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской
Федерации по найму у физических лиц. Будет введена
законодательная норма о возможности приобретения иностранными
гражданами патентов, на основании которых они смогут легально
пребывать и осуществлять указанный вид трудовой деятельности на
территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
2.2. Поддержка
оживления экономики
Для
закрепления положительных тенденций в ключевых секторах
российской экономики будет продолжена реализация антикризисных
мер. В то же время, будут изменены подходы к формированию
комплекса таких мер и контролю за их результативностью.
Прежде всего,
из мер, задействованных в 2009 году, будет продолжена реализация
наиболее эффективных. Часть мероприятий, предусмотренных пакетом
антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год
носит длительный характер, и их реализация продолжится и в 2010
году. Объем таких расходов составляет 233 млрд. рублей. Будет
сохранена кредитная поддержка регионов и предоставление
государственных гарантий по заимствованиям системообразующих
предприятий. Также будут реализовываться отдельные меры,
продленные решениями Правительства Российской Федерации, в
частности закупка федеральными органами власти автомобильной
техники, предоставление субсидий авиакомпаниям перевозчикам по
перевозке пассажиров при отзыве лицензии и ряд других.
Новые меры
будут формироваться с учетом опыта проведения антикризисной
политики в 2009 году. Главная цель разработки и реализации
пакета антикризисных мер в 2010 году - обеспечить максимальный
эффект при значительном снижении объема направляемых на эти цели
бюджетных средств. Основными направлениями мер Правительства
Российской Федерации по обеспечению устойчивость наметившихся
положительных тенденций в экономике в 2010 году станут
следующие.
2.2.1.
Расширение кредитования предприятий, реструктуризация
задолженности реального сектора.
Одной из
ключевых задач является нормализация ситуации в банковской сфере
и обеспечение доступа предприятий к коммерческому кредитованию
на приемлемых условиях. В этих целях будет принят ряд мер, в
числе которых:
- планомерная
работа с крупнейшими и крупными предприятиями ключевых секторов
экономики в целях «расшивки» их долгов под обязательства
реализации программ развития, выпуска новой продукции,
завершения крупных проектов национального значения. В частности,
такая работа будет проводиться в отношении открытого
акционерного общества «Объединенная авиастроительная
корпорация», открытого акционерного общества «Объединенная
промышленная корпорация «Оборонпром», открытого акционерного
общества «АВТОВАЗ», открытого акционерного общества
«Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени
Ф.Э.Дзержинского». При этом государственная поддержка
предприятиям будет оказываться только при наличии согласованной
с банками-партнерами программы развития конкретного предприятия,
содержащей как мероприятия по обеспечению устойчивости
финансового состояния в краткосрочном периоде, так и стратегии
долгосрочного обеспечения конкурентоспособности;
- проработка
совместно с Банком России механизмов обеспечения банков
необходимой ликвидностью посредством инструментов
рефинансирования Банка России, а также в рамках залоговых
операций;
- доработка
законодательства регулирующего отношения кредитора и заемщика,
как на публичных, так и на непубличных рынках, с целью облегчить
участникам достижение разумного компромисса. Совершенствование
института банкротства.
2.2.2.
Поддержка внутреннего спроса.
Значимым
краткосрочным риском экономического развития является стагнация
внутреннего спроса, как со стороны населения, так и со стороны
корпоративного сектора. Негативное влияние оказывает
безработица, снижение доходов определенной части населения,
сложное финансовое состояние предприятий. Стагнация спроса в
свою очередь ограничивает возможности экономического роста на
основе задействования потенциала внутреннего рынка.
Правительство
Российской Федерации в дополнение к действующим с 2009 года
мерам будет предпринимать действия, направленные на
стимулирование спроса и поддержку начавшегося экономического
роста. В первую очередь такие меры будут приниматься как в
отношении спроса на продукцию секторов, наиболее пострадавших во
время кризиса 2009 года, так и отношении секторов, имеющих
значимый мультипликативый эффект с точки зрения создания спроса
на продукцию смежных секторов экономики и обеспечения занятости.
В число таких секторов войдут, в том числе, автомобильная
промышленность и жилищное строительство.
В части
автомобильной промышленности будет введен механизм
субсидирования приобретения новых автомобилей в счет утилизации
старой техники (субсидии до 50 тысяч рублей, общий размер
выделяемых средств бюджета - до 11,05 млрд. рублей). Кроме
расширения объемов спроса эта мера также позволит обновить
автомобильный парк и снизить аварийность на дорогах.
В 2010 году
будут реализованы меры по поддержке реализации производственных
проектов в сфере производства в России лекарственных средств с
тем, чтобы к 2011 - 2012 годам создать условия для наращивания
доли отечественных лекарств на внутреннем рынке.
В сфере
жилищного строительства будут расширены механизмы поддержки
рынка жилья, ускорена реализация закона о поддержке
жилищно-строительных кооперативов с созданием первых
кооперативов по всей стране при участии Федерального фонда
содействия развитию жилищного строительства. Будет усилена
координация деятельности между институтами развития в жилищной
сфере в целях повышения эффективности использования бюджетных
средств на цели стимулирования жилищного строительства. В целях
дополнительного стимулирования жилищного строительства и
переселения граждан из ветхого и аварийного жилья будет
осуществлен дополнительный имущественный взнос Российской
Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства средства в
размере 15 млрд. рублей.
Значительно
расширят внутренний спрос на рынке жилья средства материнского
капитала, которые станут доступны для их направления на цели
приобретения жилья с 2010 года. Потенциально на цели жилищного
строительства из средств материнского капитала может быть
направлено до 102 млрд. рублей. Спрос на жилье со стороны
государства будет также поддерживаться и через мероприятия по
обеспечению жильем военнослужащих. На эти цели будет направлено
44,4 млрд. рублей.
Будут
минимизированы различного рода «обременения» для застройщиков,
завершено формирование в 2010 - 2011 годах системы документов
территориального планирования. В 2010 году будет в основном
завершено реформирование системы СНиПов с учетом современного
уровня развития строительных технологий и хода реформы
технического регулирования.
Будут приняты
меры по радикальному повышению эффективности государственного
спроса. Прежде всего - в строительстве транспортной
инфраструктуры. Правительство Российской Федерации также примет
меры по ускорению доведения бюджетных денег до экономики, в том
числе через усиление контроля за своевременностью заключения
госконтрактов и осуществления государственных закупок.
2.2.3.
Расширение базы экономического роста - развитие малого и
среднего бизнеса.
Важнейшим
фактором обеспечения устойчивости оживления станет форсированное
расширение базы экономического роста в первую очередь за счет
появления новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010
год скорректирована государственная программа поддержки малого
бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее
счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные
аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного
сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2010
году в полном объеме заработает программа кредитования малых
предприятий, начатая в 2009 году на базе открытого акционерного
общества «Российский банк развития», а также механизм
гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса.
Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский
банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд. рублей
кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд.
рублей. Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации
программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей
проведения энергоаудита предприятий.
Будет
продолжено совершенствование системы контроля и надзора за
деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет
уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности
правоохранительных органов в отношении малого бизнеса. Будет
проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения
лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок
начала собственного дела.
Также будет
продолжено осуществление финансовой поддержки государством
начала собственного бизнеса в рамках региональных программ
содействия занятости.
2.2.4.
Реструктуризация экономики моногородов.
Наиболее
сложная экономическая и социальная ситуация в краткосрочном
периоде может наблюдаться в моногородах - поселениях, экономика
которых зависит от одного крупного предприятия, обеспечивающего
занятость, наполнение бюджета и содержание социальной
инфраструктуры. Для обеспечения устойчивости положительных
тенденций в экономике необходимо проведение активной упреждающей
политики по реструктуризации экономик моногородов, ситуация в
ряде из которых (в частности в г. Тольятти, г. Нижний Тагил)
может оказать негативное влияние на экономику целых регионов и
отраслей.
Правительством
Российской Федерации одобрен перечень моногородов, в отношении
которых будут разработаны и реализованы программы оздоровления.
В 2010 году из федерального бюджета на эти цели будет выделено
10 млрд. рублей в виде субсидий и еще 10 млрд. рублей в виде
кредитов регионам. При этом основной акцент будет сделан не на
поддержке занятости на неэффективных градообразующих
предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании
альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики
моногородов, в том числе через формирование отдельных программ
по развитию малого бизнеса в моногородах, включающие создание с
привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов
(на эти цели планируется выделить до 2 млрд. рублей из общей
суммы предусмотренных на цели поддержки моногородов субсидий). |