Мнение эксперта => Деловые игры при обучении студентов по специальности «Управление качеством»
Деловые игры при обучении студентов по специальности «Управление качеством»
Виктория Синиченко консультант, Краснодар
Надежда Гительсон
старший преподаватель кафедры КубГТУ
В процессе обучения студентов, обучающихся по специальности «Управление качеством» на кафедре физической, коллоидной химии и управления качеством КубГТУ
(Кубанский государственный технологический университет) преподаватели стремятся создать условия для развития и самоорганизации будущего специалиста. Лучшие результаты достигаются при использовании различных форм обучения: лекции, индивидуальная работа и новые формы обучения - деловые игры.
Деловая игра – метод, используемый в консалтинге и на различных тренингах, показал свою эффективность и в ВУЗе.
В процессе деловой игры преподаватель поддерживает способность студентов к рассуждению и размышлению, закрепляет привычку к наблюдению, отмечает проявление волевых черт и самообладания. При проведении деловой игры преподаватель стремится упорядочить процесс восприятия лекционного материала и реализации его в условиях, приближенных к действительности. Самая сложная задача, стоящая перед студентами при использовании данной методики обучения состоит в том, что большой объем информации, полученный на лекциях необходимо применить в течение 1,5 - 3 часов.
Для достижения результативности каждого этапа деловой игры преподавателем заранее подготавливается опорный материал. Так при проведении деловой игры «Разрабатываем проект нормативного документа» перед студентами ставятся задачи:
1. Применить теоретические знания в области технического регулирования и стандартизации виртуальной организации;
2. Позволить студентам самостоятельно решать вопросы в рамках того или иного подразделения виртуальной организации.
3. Участникам деловой игры при разработке проекта документа необходимо применять знания Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, нормативных документов национальной системы стандартизации в Российской Федерации.
На первом этапе деловой игры студенты формируют рабочую группу по разработке нормативного документа виртуального предприятия в составе: разработчиков содержательной части проекта, экспертов, технический редакторов, корректора, нормоконтролера, ответственных за подготовку оригинал-макета; также студенты выбирают представителя заинтересованных сторон (из числа сокурсников) для рассмотрения проекта стандарта с целью согласования.
Рабочая группа приводит собственное обоснование целесообразности разработки нормативного документа, приводит краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международных или региональных стандартов, готовит первую редакцию проекта нормативного документа.
Проект документа рассматривается экспертной группой на соответствие Законодательству РФ, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также проводят научно-техническую, метрологическую правовую экспертизу. Замечания и предложения по результатам оформляются документально.
По результатам рабочая группа принимает решение об утверждении проекта стандарта путем принятия организационно-распорядительного документа, в котором устанавливают дату введения данного стандарта на предприятии, учитывая время на опубликование и подготовку производства.
Победителем в групповом зачете определяется методом экспертных оценок, когда каждая группа оценивается по показателям десятибалльной системы. Результаты заносятся в специальную форму, которая учитывает время: при прохождении рабочей группой каждого этапа; при оформление распоряжения по формированию рабочей группы, при выборе качественных показателей (правил приемки, методов контроля, маркировки и упаковки), при оформление приказа по внедрению.
Также деловые игры на кафедре физической, коллоидной химии и управления качеством применяются при обучении дисциплинам «Аудит СМК», «Разработка документации СМК» и «Сертификация СМК».
Студенты КубГТУ проходят производственную и преддипломную практику в консалтинговой компании-партнер «Взгляд Вашего Потребителя» ежегодно. И, хотелось бы отметить, что студенты, которые обучались с применением метода деловой игры лучше ориентируются в изученном предмете и лучше понимают что же такое аудит или как разрабатываются документы.
Нужно отметить, что введение игровых форм обучения является мощным стимулом к изучению учебного материала и развитию творческих способностей студентов. Итак, внедрение игровых методов обучения для студентов специальности «Управление качеством» дает возможность готовить коммуникативных, творческих и профессионально-грамотных специалистов, востребованных на рынке труда.