Карта сайта
 
 
 
 

Мнение эксперта  => О практике проведения аудитов поставщиков в СМК.

О практике проведения аудитов поставщиков в СМК.

Лившиц Илья Иосифович,
аудитор Санкт-Петербур
г


Для современного крупного промышленного предприятия трудно переоценить значение надежных поставщиков, которые смогут обеспечить выпуск компонентов (узлов продукции) требуемого качества, точно в срок и в необходимом количестве.

Какие же цели ставит перед собой предприятие, организуя собственную систему аудитов поставщиков, принимая во внимание, что этот процесс сложный и достаточно затратный? Прежде всего, основная цель – до начала установления контрактных отношений определить, способен ли потенциальный поставщик в определенные сроки произвести, выполнить четко определенный контроль «на месте» и доставить свои компоненты (комплектующие) требуемого качества.
В ином случае издержки на ликвидацию последствий неосмотрительно заключенных контрактов без должного контроля могут кратно превышать затраты на собственное подразделение контроля качества поставщиков.
В помощь толковому специалисту службы качества – специальный раздел стандарта ИСО 9001:2008. В п. 7.4.1 «Процесс закупок» стандарта ИСО 9001:2008 установлены правила:

Организация должна обеспечить, чтобы закупленная продукция соответствовала требованиям, установленным к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.
 
Иными словами, при сборке современного электронного изделия, требования, например, предъявляемые к электронным компонентам (защитная электростатическая пленка, порядок и схема упаковки, внешняя прочная тара и пр.) устанавливаются очень жестко и должны контролироваться на всех стадиях производства, упаковки и доставки таких компонент от предприятия-поставщика до сборки на производстве предприятия-заказчика. Ниже на рис. 1 показан пример контроля таких компонент (материнские платы):

Специальная упаковка материнских плат на выходном контроле поставщика
Рис. 1 Специальная упаковка материнских плат на выходном контроле поставщика
 
Предположим, предприятие смогло найти потенциального поставщика и тот дистанционно убедил, что обладает исключительно замечательной СМК, сертифицированной в лучшем и крупнейшем органе по сертификации. Поверит ли умудренный опытом эксперт такой красивой «бумажке» в формате jpg? Правильно, не поверит и будет трижды прав…

Что необходимо предпринять, чтобы родной завод не открыл завтра новую вакансию в отделе контроля качества поставщиков? Правильно, организовать эффективный процесс оценки всех поставщиков. В помощь нашему эксперту будет следующее требование п. 7.4.1 «Процесс закупок» стандарта ИСО 9001:2008:
 
Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки.
 
Здесь важно обратить внимание на фразу: «критерии отбора, оценки и повторной оценки». Что же она значит на практике? Ответ прост – это означает не больше и не меньше нормальную процедуру, в которой определен владелец процесса, имеющий право отклонить самого разлюбезного кандидата, но вместе с тем и несущий все бремя ответственности за выбранного поставщика и за его дальнейшее «поведение». Более того, такой владелец процесса должен быть воспитан в лучших традициях бюрократа в сатиновых нарукавниках, ибо руководствуется исключительно простым правилом: все требования должны быть сформулированы и утверждены «до» сообщения поставщику и никакие прошения от своих коллег-производственников или от потенциальных поставщиков не принимаются.

Обратимся к фактам: на примерах ниже показаны реальные фото: открытая бочка с маслом, мусор и окурки рядом с готовой продукцией в картонной таре (рис. 2) и общий план склада другого потенциального поставщика (рис.3)
 
  

Разумеется, все эти потенциальные поставщики обладали сертификатами СМК, и даже несколькими сертификатами (СЭМ ИСО 14001, СМПБОТ 18001) и даже от очень известных органов по сертификации…

Но либо аудиторы не успевали дойти до склада, либо бочку только что отрыли, а на складе прошелся легкий ветерок… Факты – упрямая вещь! Для своего «родного» предприятия будешь проверять все очень пристрастно, как своей жене цветы на день рождения: ошибка или поспешность могут дорого обойтись.

Предположим, мы одобрили поставщика и заключили контракт. И что? Сразу будет все исключительно замечательно как в японской концепции «just-in-time »? Увы, не совсем так… На практике автору довелось исследовать одну ситуацию, при которой поставщик никак не мог поставить нужное количество определенных деталей на предприятие. Несовпадение было столь велико, а взаимоотношения между коммерческими представителями предприятия и поставщика достигли такой точки кипения, что к поставщику в срочном порядке была направлена группа специалистов, состоящая из юриста, инженера и эксперта по качеству. В результате кропотливого анализа документов, контрактов и писем выяснилось, что поставщику мог позвонить любой (!) представитель коммерческого отдела и поставить свою цифру плана поставки (например, утром просили 2.240 шт., к вечеру 5.500 шт.). Инженеры поставщика резонно замечали, что оборудование не может вдвое увеличить производительность, тем более, что эти цифры были заложены в контракт при первоначальной оценке… Рассмотренная ситуация разрешилась в итоге успешно, но в качестве рекомендации было бы полезно принять во внимание требование уважаемого стандарта ИСО 9001:2008 (п. 7.4.2 «Информация по закупкам»):
 
Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо:
а) требования к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования;
b) требования к квалификации персонала;
с) требования к системе менеджмента качества.
Организация должна обеспечить достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.
 

Иными словами для рассмотренного выше примера рекомендуется:

  • включение в контракт плана выпуска (по сменам, по дням, если необходимо, накопление «стока» (Stock - склад) перед праздниками – для непрерывного конвейерного производства и пр. технические инженерные вопросы) должны быть неотъемлемой частью договора поставки, или отдельной спецификацией. В идеальном случае, и у поставщика и на предприятии-заказчике должны сидеть два однотипных «брата-бюрократа», которые четко следуют установленным договоренностям и не допускают «неуправляемых» возмущений в системе планирования и контроля поставщиков.
  • установить «единую точку входа» для каждого поставщика, чтобы разрешать любые производственные вопросы оперативно и результативно.
После определения и согласования технических, коммерческих и юридических требований, вполне логично, наступает этап собственно оценки поставщика. Наилучшим средством для этого, как было отмечено выше, является аудит 2-й стороной. Сразу оговоримся, что «аудит» как процесс имеет свою длительность и, как следствие, стоимость и эти издержки должны быть также определены заранее и юридически должным образом оформлены.

На какие процессы (помимо, разумеется, неоднократно упомянутого п. 7.4) следует обратить внимание группе аудиторов при оценке поставщика «на месте»? Рекомендуется такой «малый джентльменский набор»:

1. Требования к идентификации и прослеживаемости готовой продукции (7.5.3)
2. Требования к документам СМК, например: рабочие инструкции, чертежи, технологические карты – должны быть согласованы и утверждены (4.2.3)
3. Анализ со стороны руководства должен завершаться конкретными решениями (5.6)
4. Мониторинг окружающей среды, прежде всего контроль температуры (влажности) на складе, должен быть результативным (7.6)
5. Управление несоответствующей продукцией, прежде всего решения по выбраковке, «изолятор брака»,… должно быть результативным и эффективным (8.3)
 
Отдельным вопросом является проблема верификации поставляемой продукции. В соответствии со словарем ИСО 9000:2005 (п. 3.8.5) нам известно, что верификация – это «подтверждение посредством предоставление объективных свидетельств, что установленные требования были выполнены». В качестве Примечания 2 тот же стандарт отмечает возможность проведения испытаний и/или анализа документации в необходимом объеме. В зарубежной практике встречается термин FAI (First Article Inspection), что примерно соответствует нашей практике «испытания опытного образца». Соответственно, в рассмотренном аспекте стандарт ИСО 9001:2008 устанавливает требование (п. 7.4.3 «Верификация закупаемой продукции»):
 
Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.

Если организация или ее потребитель предполагают осуществить верификацию у поставщика, то организация должна установить предполагаемые меры по верификации и порядок выпуска продукции в информации по закупкам.
 
В результате у предприятия появляется широкий выбор альтернатив, каждая из которых сулит определенные преимущества при достаточно точно определяемых издержках. Общий анализ таких вариантов приведен в сводной таблице 1. Нельзя определенно сказать, для каких типов производств, видов компонент или специфики систем менеджмента будет точно подходить тот или иной вариант, в жизни всегда возможны комбинации и импровизации.
 

Вариант

Преимущества

Недостатки

«Сдвоенный контроль»: Выходной контроль поставщика и 100% контроль представителя предприятия

Наивысший уровень контроля качества компонент

Наименьшее время реакции на выявленные несоответствия

Наиболее затратный, особенно при удаленности поставщика

«Сдвоенный контроль»: Выходной контроль поставщика и выборочный контроль представителя предприятия

Достаточно высокий уровень контроля качества.

Достаточно оперативный цикл обратной связи

Неполнота выборки при контроле (например, только в дневную смену)

Раздельный контроль у поставщика и 100% контроль на предприятии

Средний уровень контроля.

Средний уровень затрат.

Риск отбраковки до 100% и остановки производства при отсутствии запасов

Раздельный контроль у поставщика и выборочный контроль на предприятии

Наименьший уровень затрат.

Риск допуска в производство несоответствующей продукции.

Наибольший финансовый ущерб.

 
В заключение необходимо отметить, что проведение аудитов поставщиков все больше становится реальной повседневной практикой, которая призвана уменьшить зависимость от неконтролируемых рисков (иногда предприятие просто «поглощает» поставщиков и устанавливает свои процессы – так бывает экономически выгоднее), что в конечном итоге позволит существенно повысить качество выпускаемой продукции.
------------------------------------------
[1] 3.1 «Аудит» - систематический, независимый и документированный процесс (3.4.1) получения свидетельств аудита (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (3.2)

ПРИМЕЧАНИЕ 1. Внутренние аудиты, иногда называемые «аудиты первой стороной», проводятся обычно самой организацией или от ее имени для внутренних целей, могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Внешние аудиты включают в себя аудиты, обычно называемые «аудиты второй стороной» и «аудиты третьей стороной». Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями или другими лицами по их поручению. Аудиты третьей стороной проводятся внешними, независимыми организациями, например такими, которые осуществляют сертификацию или регистрацию соответствия требованиям ISO 9001 и ISO 14001.

ПРИМЕЧАНИЕ 3. Если система менеджмента качества и система менеджмента окружающей среды проверяются одновременно, это называется «комплексным аудитом».
ПРИМЕЧАНИЕ 4. Если две или более аудирующие организации объединяются для проверки одного аудируемого (3.7), это называется «совместным аудитом».

[2]
Точно в срок (Точно вовремя, ТВС, Just-in-time, JIT) — наиболее распространенная в мире логистическая концепция. Основная идея концепции Just-in-time заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, не нужны. ТВС является также одним из основных принципов бережливого производства.

Широкое распространение системы ТВС началось с конца 50-х годов ХХ в., когда японская компания Toyota Motors, а потом и другие автомобильные компании Японии, начали внедрять систему канбан. В настоящее время система Just-
in-t
ime широко используется в Японии, США и Европе. Принцип ТВС можно применять также и для повышения надежности сетей (Принцип джит-надежности). (По материалам Википедии).

 


Для удобства навигации по сайту следует пользоваться картой сайта или поиском по сайту.       

 

О практике проведения аудитов поставщиков в СМК.

© "Взгляд Вашего Потребителя"