Консалтинговая компания - консалтинговые услуги
  Консалтинговая компания - партнер
  "Взгляд Вашего Потребителя"
Лоцман Вашего бизнеса ®
 
 
Карта сайта
 
 
 
 

Мнение эксперта  => О стандартизации Газпрома

О стандартизации Газпрома



Леонид Строев
аудитор, Омск



В зарубежной практике сертификация систем менеджмента качества охватила практически все виды деятельности, начиная от оказания бытовых услуг, производства и реализации промышленной и производственной продукции до государственного управления.

Интерес к сертификации систем менеджмента постоянно растет.

Уже более 1 млн. организаций во всем мире сертифицировали свои системы на соответствие требованиям ИСО 9001, причем добровольно, справедливо полагая, что этот шаг будет способствовать повышению качества продукции, увеличению числа покупателей выпускаемых товаров и развитию бизнеса в целом.

В Российской Федерации кроме национальной Системы сертификации ГОСТ Р создан ряд Систем добровольной сертификации различных ведомств и корпораций, учитывающих специфику потребностей каждой отрасли, ее конкретные задачи, применяемые процессы и практический опыт.

Так, Приказом от 7 апреля 2005 года № 17 «О развитии Системы добровольной сертификации ГАЗПРОМСЕРТ» утверждена структура Системы добровольной сертификации (СДС) ГАЗПРОМСЕРТ. В рамках СДС ГАЗПРОМСЕРТ проводится сертификация систем менеджмента, продукции, услуг (работ). Приказом ОАО «Газпром» от 28 февраля 2006 года № 56 утверждены и введены в действие с 24 июля 2006 года стандарты на системы менеджмента качества. Корпоративные стандарты ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества содержат значительное количество дополнительных и специальных требований, по оценкам специалистов превышающее количество требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 до 2,7 раз.

Стандарт ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества СТО Газпром 9001 устанавливает совместно с ГОСТ Р ИСО 9001 требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО «Газпром».

Стандарт СТО Газпром 9001 содержит общие требования и разработан в следующих целях:
• более полного удовлетворения требований потребителей (как непосредственных, так и конечных) по всей цени поставок;
• повышения эффективности деятельности поставщиков в интересах потребителей и в своих собственных интересах;
• создания механизмов объективной оценки функционирования систем менеджмента качества организаций второй и третьей сторонами.

То в стандарте СТО Газпром 9001-2006, часть II, определены специальные требования к предприятиям, участвующим в процессе капитального строительства для нужд ОАО «Газпром».

Стандарт развивает положения стандарта СТО Газпром 9001 Часть I, определяющего общие требования к системам менеджмента качества организаций-поставщиков ОАО «Газпром».

Основные особенности требований стандарта:
1. Стандарт требует, чтобы СМК была как результативна, так и эффективна, но что примечательно: стандарт не требует постоянно повышать эффективность предприятия.
2. Необходимо определять специальные характеристики продукции и особо ответственные процессы.
3. 11 обязательных документированных процедур:

Ниже приведен список дополнительных документированных процедур
• Обеспечение соответствующего рассмотрения, распространения и внедрения всех стандартов на продукцию (технических условий, спецификаций) потребителя или согласованных с ним и изменений к ним.
• Управление планами качества. Планы качества разрабатываются в целях выполнения установленных потребителем требований в отношении продукции, процессов или контрактов
• Документированная процедура по управлению изменениями.
• Документированная процедура по способам применения статистических методов контроля качества.
• Документированная процедура по оценки удовлетворенности потребителей.

4. 27 обязательных записей
Ниже приведен список дополнительных документированных процедур.
• 5.4.1.1 Записи о выполнении бизнес-плана.
• 5.6.1.1 Записи об анализе СМК со стороны руководства.
• 6.4.1 Записи об мониторинге характеристик производственной среды.
• 7.3.7 Записи результатов анализа изменений проектирования и разработки и любых необходимых действий.
• 7.5.3 Записи по уникальной идентификации продукции.
• 7.6 Записи по оценке и утверждению (подтверждению) результатов предыдущих измерений, если выявлено, что оборудование не соответствует установленным требованиям.
• 8.2.1.1 Записи об оценке удовлетворенности потребителей.
• 8.2.3.1 Записи по результатам мониторинга и измерения производственных процессов.

5. Необходимо разрабатывать планы качества. Но что примечательно: в п. 4.2.1 должны быть планы качества по контракту с потребителем, а в п. 4.2.3.1 разрабатываются в отношении продукции, процессов, контрактов.

В данном случае существует неопределенность в отношении разработки планов качества.

6. Необходимо документально оформить бизнес-план. В бизнес-плане отражается следующее:
• Анализ рынка;
• Планы продаж;
• Планы удовлетворения потребителей;
• Развитие инфраструктуры и трудовых ресурсов;
• Планы по разработке и исследованиям;
• Ключевые показатели качества и эффективности;
• Финансовое планирование.

7. Необходимо документально оформить ответственность и полномочия.

8. Дополнительные входные данные для проведения анализа СМК со стороны руководства, примечательно, что в п. 5.6.1 и 5.6.1.1 приведены не все входные данные, которые подлежат анализу со стороны руководства. Часть данных рассредоточены по стандарту.

9. Необходимо разработать внутреннюю процедуру аттестации персонала, участвующего в выполнении особо ответственных процессов и операций.

10. Необходимо регулярно проводить анализ сбойных ситуаций и составлять мероприятия по реагированию на них.

11. Необходимо регулярно проводить мониторинг состояния производственной среды (такие как шум, температура, влажность, освещенность или погодные условия и др.), результаты мониторинга регистрировать.

12. При планировании процессов жизненного цикла продукции необходимо разработать процедуру управления изменениями, согласно которой утверждение изменений должно быть проведено до их осуществления.

13. Наряду с анализом требований, относящихся к продукции необходимо проводить анализ производственной осуществимости.

Перед заключением договора необходимо проанализировать:
• Имеет ли право организация выполнять работу, производить продукцию (наличие лицензий, сертификатов и др.).
• Есть ли необходимое оборудование для выполнения заказа.
• Есть ли соответствующий квалификации персонал необходимый для выполнения заказа.
• Способна ли организация закупить необходимые материалы.
• Способна ли организация уложиться в срок поставки
• Риски невыполнения заказа, определить развитие событий в случае невыполнения заказа.
И др.

14. При проектировании продукции наиболее «существенные» требования Проводить анализ видов и последствий потенциальных несоответствий, включая действия по минимизации рисков. Применять методы структурирования функции качества. (построение дома качества).

15. Закупки необходимо осуществлять из перечня одобренных поставщиков ОАО «Газпром». Причем, организация, работающая с внутренними и внешними поставщиками ОАО «Газпром» должна содействовать своим поставщикам в достижении соответствия их систем менеджмента качества требованиям СТО Газпром 9001-2006.

Также, Организация должна осуществлять мониторинг деятельности поставщиков по следующим показателям:
• Качество и цена поставляемой продукции
• Соблюдение условий поставок
• Выполнение поставщиком требований к специальным характеристикам продукции и особо ответственным процессам
• Претензии потребителей к качеству продукции поставщиков

16. При управлении планировании и осуществлении производства и обслуживания организация должна иметь:
• Планы подготовки производства;
• Планы производства и обслуживания продукции;
• Необходимую технологическую документацию для осуществления процессов производства и обслуживания. Особое внимание уделено на специальные характеристики продукции и особо ответственные процессы;
• Планы профилактического обслуживания и ремонта используемого оборудования, оснастки и инструмента;
• Планы подготовки и аттестации персонала;

17. При осуществлении сохранения продукции организация должна осуществлять менеджмент запасов и обеспечение их оборота по принципу «первый получен-первый принят».

Принцип «первый получен - первый принят» выдача материалов должна производится в строгой очередности от поступления. (Если материалы одной номенклатуры поступили 7.09.2011 и 8.09.2011, то в первую очередь должны быть выданы материалы от 07.09.2011).

18. Организация должна применить не менее одного из семи инструментов статистических методов контроля качества продукции:
• Контрольный листок – инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации;
• Стратификация (расслоение) – инструмент, позволяющий произвести селекцию данных в соответствии с различными факторами.
• Гистограмма – инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в определенный (заранее заданный) интервал.
• Анализ Парето - инструмент, позволяющий объективно представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему и распределить усилия для ее решения.
• Причинно – следственная диаграмма Исикавы – инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие);
• Диаграмма разброса – инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи двух рассматриваемых параметров процесса;
• Контрольная карта – инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований.

19. Организация должна осуществлять мониторинг удовлетворенности потребителей по следующим показателям:
• Технический уровень и качество поставляемой продукции;
• Претензии и возвраты продукции потребителем;
• Своевременность поставки;
• Качество технического обслуживания;
• Качество и оперативность гарантийного ремонта;
• Цена и условия оплаты;
• Результаты аудита второй и третьей стороны.

20. Внутренние аудиты должны проводиться не менее 1 раза в полугодие.

Вот основные, на наш взгляд, дополнительные требования СТО Газпром на которые следует обратить внимание при разработке системы в первую очередь.
 

Для удобства навигации по сайту следует пользоваться картой сайта или поиском по сайту.       

 

О стандартизации Газпрома

© "Взгляд Вашего Потребителя"